О коллаже «Коля, найдись!» 13.06.2025 15:09
❝ — Лабор ист эст ипсе волюмпас! Что означает: труд уже сам по себе есть наслаждение.
— Мерзавец, а мерзавец, ты, значит, здесь вместо работы латынь изучаешь?
— Либерасьон эст перпетум мобиле…❞
Цитата из фильма «Формула любви».
Иванищев Р. Набросок с портрета Гоголя, кисти Моллера №1. 2025
Возможно, контраст между зелеными и белыми ежиками на тетрадном листе вдохновил автора на размышления о невероятном и создание чего-то непостижимого. В результате художник создал настоящий магический предмет.
Для воплощения этой идеи была выбрана копия портрета Николая Гоголя, написанная автором Федором Моллером.
О набросках
Образ Гоголя воплотился в набросках на десяти тетрадных листах с перфорацией для сшивания. Рисунки были выполнены в разных техниках, в разное время суток, и они отразили различные состояния.
Описание набросков в их символическом значении:
Первый набросок — нарисован на листе с забавными ежиками, символизирует причину создания.
Второй набросок — красный и прожженный в верхней части, символизирует назревание дум.
Третий набросок — символизирует первый вариант.
Четвертый А и четвертый Б наброски — оба они разорваны и из разорванных скреплены в композицию одного, символизирует процесс создания.
Пятый набросок — разорван на четыре части, обуглен по краям, и в каждой части нарисован отдельный портрет, символизируют законченность частей.
Шестой набросок — смят, расправлен и вставлен обратно, символизирует одну из мук творчества.
Седьмой набросок — карандашный эскиз, символизирует дорожную карту.
Восьмой набросок — выполнен на картонке от блока листов, нарисован в ярмарочной стилистике, символизирует тоже.
Девятый набросок — создан с элементами живописности, символизирует художественный подход.
О композиционных мотивах
Основной композиционный мотив — известная композиция портретов «Мерлин» Уорхола. Вспомогательный элемент — круги Херста. Влияние на общую картину оказала сожженная рукопись второго тома «Мертвых душ» Гоголя.
Три портрета
Портрет Николая Васильевича Гоголя, написан Фёдором Моллером в 1841 году.
Николай Гоголь познакомился с художником Фёдором Моллером в Италии. Моллер написал три разных портрета писателя.
Самый ранний портрет Николая Васильевича Гоголя написал Моллер в 1840 году. Этюд был выполнен с натуры за один сеанс. На нем писатель изображен в плаще.
В начале 1840-х Федор Моллер создал второй портрет Гоголя. Писатель изображен в полосатом халате.
Третий и самый известный портрет создан в 1841 году по просьбе писателя для его матери. Гоголь считал этот портрет самым точным. На портрете он изображен в сюртуке с золотой цепочкой.
Эта картина долгое время хранилась в семье писателя. В 1919 году её передали в Полтавский художественный музей. Во время Великой Отечественной войны оригинал пропал, и его судьба до сих пор неизвестна.
В Третьяковской галерее хранится авторская копия третьего портрета, купленного С.М. Третьяковым в 1890 году.
О названии
Название коллажа «Коля, найдись!» — это некоторый результат размышлений о сложностях создания оригинального произведения. Художник исследует внешние проблемы и внутренние противоречия авторства и сублимирует их в образах.
«Коля, найдись!» — это не просто призыв, а искренняя мольба писателя о помощи. Он обращается к Николаю Васильевичу с просьбой: «Взыщи нерадивого, который идет путем писательским. И умали мучения выше положенных, избавь мя от сетей многих и помоги найти образы повествовательные, которые живут в воображении, в сферах бесных и небесных».
О создании
Два разорванных наброска слились в одну композицию. Третий был смят и расправлен. Лист центрального наброска разделен на четыре части, его края были обуглены, и на каждой части был изображен отдельный набросок Гоголя. Красный набросок при нагреве вспыхнул, оставив дыру.
Наброски сливались в композицию, подчиняясь замыслу и спонтанным импульсам. Компоновка стремилась раскрыть тему и создать игру контрастов и аналогий.
Финальный вид монтажного листа для коллажа.
Цветовая гамма сожжения второго тома «Мёртвых душ» и его зола оставила свой след на его поверхности монтажного листа.
Для создания композиции использовались акриловые краски. Они наносились мягкими, естественными движениями с помощью старого флейца. Краски растекались по поверхности, создавали плавные переходы, а затем высыхали. Применялись оттенки красно-оранжевого, черного марса и серебристого цвета.
Завершали и подчеркивали колористическую композицию монтажного листа пятна из серебра с золотыми вкраплениями. Размер работы — 70 на 50 сантиметров. Серебряная рама с надписью «Создай свой стиль» сочеталась с серебром на монтажном листе.
Рамка серебряная с надписью «Создай свой стиль» в продажной упаковке.
Наброски крепились к монтажному листу механическим способом. На монтажном листе вырезались держатели нужной формы, размера и расположения. Держатели неплотно примыкали к краю наброска, учитывая воздействие атмосферной влаги.
На монтажном листе, напоминающем огонь и пепел с серебристым отблеском и золотыми искрами, акриловыми красками разных цветов раскрашивались области под отверстиями от перфорации набросков.
Наброски вставлялись в крепления монтажного листа. Монтажный лист зашивался в капсулу из прозрачного пластика и оргалита. Капсула укреплялась в серебряной рамке. На этом создание предмета заканчивалось, и начинался процесс магической активации.
О произведении
Иванищев Роман. Коллаж «Коля, найдись!» 2025, 70х50 см. Ватман, акрил, кар. цв. и пр.
Может ли автор уничтожить свое произведение? Этот вопрос продолжает волновать умы и вызывать споры среди потомков. Произведение — это не только результат труда одного автора. На него влияют события, люди и множество других причин, формирующих суть произведения. Можно сказать, что автор лишь фиксирует этот процесс на бумаге, а все остальное творится миром.
В итоге
Коллаж «Коля, найдись!» помогает писателю обрести внутренний баланс на плюс единицу (+1) и на 70% повышает его способность создавать сюжет. Артефакт, размещенный рядом с открытым огнем, усиливает свое воздействие. При создании коллажа использовались природные материалы всех стихий. Коллаж не влияет на писателей, которые изучают изобразительное искусство и практикуют визуальную магию.
Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства получил заказ на проверку «Коллаж — Коля, найдись!» с целью выявления его волшебной силы. Виктор Петрович Ковров, магистр магии, и Фома Остапович Брыль провели визуальный осмотр артефакта и высоко оценили его свойства. Также они взяли пробы для анализа. Результаты исследования будут опубликованы в конце следующего квартала.

КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
Благодарю за предложение, но такие характеристики артефакта могут вынудить владельца нарушить законодательство.
С чего бы? Где это в законодательстве сказано, что нельзя иметь копии с набросков обнаженной натуры, выполненных мастерами русского реалистического искусства?
Я говорю о полном раскрепощении, которое может привести к непредсказуемым последствиям, особенно если с молодой и творческой энергией.⚡⚡⚡
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам