Притча об уставшем свете 09.09.2025 19:45
В рассказе поднимается тема обучения искусству, раскрывается взаимосвязь между композицией и колоритом в живописи, а также демонстрируется, как внешние факторы могут влиять на восприятие цвета. Через диалог мастера и ученика автор затрагивает вопросы художественного мастерства и восприятия окружающего мира.
Иллюстрация: Адриан Янс ван Остаде. Художник в своей мастерской. 1663
Когда-то давно в предместье Московии на болотах стоял монастырь. В нем была мастерская художника, который реставрировал старинные иконы и в свободное время писал картины.
Однажды в мастерскую привели школьника. Родственники мальчика говорили, что он рисует, и попросили с ним позаниматься. Подумав, мастер согласился взять его ненадолго в ученики.
Ученик был тихий, и мастер решил, что его присутствие добавит немного разнообразия в рутину. К тому же это был повод освежить знания, полученные когда-то в академии графа Строганова.
На следующий день пришел ученик. Он постучал в дверь и тихо вошел. Мастер сидел за работой.
— Здрасти, — сказал мальчик. — Мама сказала мне прийти к вам.
Мастер оторвался от своей работы.
— Здравствуй, ученик, — сказал он, и взглянул на ученика через очки. — Надо бы тебя чем-то занять.
Мастер встал из-за стола и неторопливо прошелся по мастерской. Остановившись он сказал:
— Будешь рисовать натюрморт.
Мастер достал из сумки яблоко, взял вазу с тряпкой и поставил натюрморт.
— Возьми треногу с планшетом, вот кнопки. Прикрепи бумагу.
Ученик приступил к делу.
— Задание такое: нарисуй четыре натюрморта на листе. Композиция предметов должна быть разной.
Ученик кивнул и начал работу. Через пару часов он объявил, что закончил.
— Молодец. Теперь возьми краски и раскрась эти рисунки в разных колоритах.
Полуденный свет освещал мастерскую. Ученик сидел за мольбертом и рисовал натюрморты. Время приближалось к обеду, и скоро должен был зазвонить колокол, созывающий всех на трапезу.
Мастер подошел к ученику и спросил:
— Как дела? Покажи, что у тебя получилось.
Ученик развернул мольберт.
— Хорошо, — сказал он. — Теперь слушай внимательно. Если ты найдешь наилучшую композицию и колорит, твоя работа будет успешной.
— Какой из этих набросков, по твоему мнению, лучше по композиции? — спросил мастер.
Ученик указал на один из рисунков.
— Правильно, — согласился наставник. — А какой из них лучше по цвету?
Ученик задумался, почесал нос и указал на другой рисунок, вопросительно взглянув на мастера.
— Да, похоже на то, — кивнул наставник. — Объедини эти два рисунка. Возьми композицию из одного, а колорит — из другого. И как бы ты не нарисовал, хуже уже не сделаешь.
— О! — обрадовался ученик.
— Всё, на сегодня хватит, — сказал мастер. — Пойдём обедать.
Мастер открыл дверь и замер. Его осенила идея, полная вдохновения. Он взял из натюрморта вазу и поставил ее на чистый лист. Свет из окна создал изящную тень на белой бумаге.
— Посмотри, — обратился мастер к ученику, — какого цвета эта тень?
Ученик подошел к столу. Он посмотрел на тень от вазы, потом на наставника и снова на тень. Голос его дрожал, будто он ждал подвоха.
— Серо... Не знаю, а как... Серого.
Наставник взял с полки старую книгу в красном переплете. На её корешке золотыми буквами было написано «Иоханнес Иттен. Искусство цвета». Он поднес её к тени от вазы.
— Какого цвета она сейчас? — спросил он.
Ученик снова взглянул на тень, потом посмотрел на красную книгу, на мгновение задумался и поднял глаза на учителя. Он понял, что имел в виду мастер, и увидел покрасневшую тень.
— Красного, — неуверенно произнес мальчик.
Наставник ещё несколько раз подносил предметы разных цветов к тени от вазы, и ученик без труда называл нужный оттенок.
— Ты понял, как это работает? — спросил наставник, внимательно глядя на ученика.
— А теперь скажи мне, какого цвета тень, если ничего не поднести к вазе?
Ученик задумался, оглядел стены и потолок мастерской. Затем отошел назад и ответил:
— Вот такого... — и развел руки в стороны.
— Видишь, именно такого, — кивнул наставник.
«Бом! Бом! Бом!» — звонил застольный колокол.
В мастерской на столе осталась стоять ваза. Дневной свет проникал через окно, мягко обрисовывал её нежный силуэт на белоснежном листе бумаги. Затем он обнимал стены, льнул к потолку, падал на пол, заигрывал с мебелью в мастерской, пачкался цветом, слабел, уставал и уже едва заметным ложился отдыхать в тень от вазы.
Дверь мастерской медленно закрылась, щелкнула замком, и снаружи её заперли на ключ.
© Роман Иванищев, 2025

Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам