@sergeybereg

Иванищев Роман

Притча об уставшем свете 09.09.2025 19:45

В рассказе поднимается тема обучения искусству, раскрывается взаимосвязь между композицией и колоритом в живописи, а также демонстрируется, как внешние факторы могут влиять на восприятие цвета. Через диалог мастера и ученика автор затрагивает вопросы художественного мастерства и восприятия окружающего мира.

Иллюстрация: Адриан Янс ван Остаде. Художник в своей мастерской. 1663


Когда-то давно в предместье Московии на болотах стоял монастырь. В нем была мастерская художника, который реставрировал старинные иконы и в свободное время писал картины.

Однажды в мастерскую привели школьника. Родственники мальчика говорили, что он рисует, и попросили с ним позаниматься. Подумав, мастер согласился взять его ненадолго в ученики.

Ученик был тихий, и мастер решил, что его присутствие добавит немного разнообразия в рутину. К тому же это был повод освежить знания, полученные когда-то в академии графа Строганова.

На следующий день пришел ученик. Он постучал в дверь и тихо вошел. Мастер сидел за работой.

— Здрасти, — сказал мальчик. — Мама сказала мне прийти к вам.

Мастер оторвался от своей работы.

— Здравствуй, ученик, — сказал он, и взглянул на ученика через очки. — Надо бы тебя чем-то занять.

Мастер встал из-за стола и неторопливо прошелся по мастерской. Остановившись он сказал:

— Будешь рисовать натюрморт.

Мастер достал из сумки яблоко, взял вазу с тряпкой и поставил натюрморт.

— Возьми треногу с планшетом, вот кнопки. Прикрепи бумагу.

Ученик приступил к делу.

— Задание такое: нарисуй четыре натюрморта на листе. Композиция предметов должна быть разной.

Ученик кивнул и начал работу. Через пару часов он объявил, что закончил.

— Молодец. Теперь возьми краски и раскрась эти рисунки в разных колоритах.

Полуденный свет освещал мастерскую. Ученик сидел за мольбертом и рисовал натюрморты. Время приближалось к обеду, и скоро должен был зазвонить колокол, созывающий всех на трапезу.

Мастер подошел к ученику и спросил:

— Как дела? Покажи, что у тебя получилось.

Ученик развернул мольберт.

— Хорошо, — сказал он. — Теперь слушай внимательно. Если ты найдешь наилучшую композицию и колорит, твоя работа будет успешной.

— Какой из этих набросков, по твоему мнению, лучше по композиции? — спросил мастер.

Ученик указал на один из рисунков.

— Правильно, — согласился наставник. — А какой из них лучше по цвету?

Ученик задумался, почесал нос и указал на другой рисунок, вопросительно взглянув на мастера.

— Да, похоже на то, — кивнул наставник. — Объедини эти два рисунка. Возьми композицию из одного, а колорит — из другого. И как бы ты не нарисовал, хуже уже не сделаешь.

— О! — обрадовался ученик.

— Всё, на сегодня хватит, — сказал мастер. — Пойдём обедать.

Мастер открыл дверь и замер. Его осенила идея, полная вдохновения. Он взял из натюрморта вазу и поставил ее на чистый лист. Свет из окна создал изящную тень на белой бумаге.

— Посмотри, — обратился мастер к ученику, — какого цвета эта тень?

Ученик подошел к столу. Он посмотрел на тень от вазы, потом на наставника и снова на тень. Голос его дрожал, будто он ждал подвоха.

— Серо... Не знаю, а как... Серого.

Наставник взял с полки старую книгу в красном переплете. На её корешке золотыми буквами было написано «Иоханнес Иттен. Искусство цвета». Он поднес её к тени от вазы.

— Какого цвета она сейчас? — спросил он.

Ученик снова взглянул на тень, потом посмотрел на красную книгу, на мгновение задумался и поднял глаза на учителя. Он понял, что имел в виду мастер, и увидел покрасневшую тень.

— Красного, — неуверенно произнес мальчик.

Наставник ещё несколько раз подносил предметы разных цветов к тени от вазы, и ученик без труда называл нужный оттенок.

— Ты понял, как это работает? — спросил наставник, внимательно глядя на ученика.

— А теперь скажи мне, какого цвета тень, если ничего не поднести к вазе?

Ученик задумался, оглядел стены и потолок мастерской. Затем отошел назад и ответил:

— Вот такого... — и развел руки в стороны.

— Видишь, именно такого, — кивнул наставник.

«Бом! Бом! Бом!» — звонил застольный колокол.

В мастерской на столе осталась стоять ваза. Дневной свет проникал через окно, мягко обрисовывал её нежный силуэт на белоснежном листе бумаги. Затем он обнимал стены, льнул к потолку, падал на пол, заигрывал с мебелью в мастерской, пачкался цветом, слабел, уставал и уже едва заметным ложился отдыхать в тень от вазы.

Дверь мастерской медленно закрылась, щелкнула замком, и снаружи её заперли на ключ.

© Роман Иванищев, 2025


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам